An Address to the Graduates: The Role of the Teacher (Serbia, July 2013)

До июля этого года имя сорокапятилетней преподавательницы Райны Драгичевич (1968 г.р.) было известно в Белграде, в Сербии и в других регионах бывшей Югославии только в контексте лингвистических исследований. Райна Драгичевич, преподающая на филологическом факультете в Белграде сербский язык, лексикографию, историю лексикографии и практическую лексикографию, является автором более ста научных работ, монографий, учебников для средней школы и вузов.

 

На выпускном балу своего факультета она выступила с речью перед студентами. На следующий день кто-то из них принес текст речи в белградскую ежедневную газету "Блиц", которая опубликовала речь полностью. Размышления Драгичевич о роли учителей (с особым акцентом на этических проблемах), о школе и о культуре в Сербии вызвали разную реакцию не только в Сербии, но и, совершенно неожиданно, во всем регионе.

 

Serbia-la-professoressa_large Положительно отозвались о речи Вук Йеремич, действующий председатель Генеральной Ассамблеи ООН, бывший ватерполист Александр Шапич, многочисленные преподаватели школ и вузов, в числе которых также и декан ее факультета проф. Александра Вранеш…

 

===

Уважаемые студенты, уважаемые коллеги, дорогие выпускники!

 

Ваш выпускной бал совпал с перенесением срока экзаменов в средней школе по причине незаконного обнародования тестовых заданий. Это лишь одно из проявлений распада нашей системы образования и социальной системы на всех уровнях.

 

Придя на ваш бал, видя вас такими нарядными, улыбающимися, молодыми и заряженными положительной энергией, я спрашиваю себя, сможете ли вы сохранить ваш оптимизм и после получения диплома, и тогда, когда вы столкнетесь с низкой заработной платой, с отсутствием уважения к вашей профессии преподавателя, с достаточно равнодушными учениками и с их родителями, которые всегда готовы оправдать своих детей (даже если они тем самым вредят им), с различного рода давлением, с презрением.

 

Многие вещи вокруг вас убьют вашу мотивацию. Однако если вы спросите, каков мой перечень самых важных профессий, я бы привела его в следующем порядке: учитель, врач, юрист, судья, инженер, и, повторю еще раз, учитель. Если вы спросите всех родителей в мире, какую бы профессию они желали для своих детей, они ответят вам то же самое.

 

Разного рода неграмотные и полуграмотные люди сегодня запросто считают себя менеджерами, ведущие передач при всей своей невежественности претендуют на звание журналистов, а певцы турбо-фолк воображают себя настоящими артистами, не говоря уже о разных арт-директорах, финансовых консультантах, промышленных дизайнерах, складских администраторах.

 

За звонкими названиями этих профессий часто прячутся трюкачи, которые не в состоянии поддерживать темп, задаваемый университетским образованием; они думают о том, как бы поскорее заработать уважение, и меняют профессии, как грязные носки.

 

Не забывайте, что нельзя просто взять и объявить себя учителем, врачом или судьей.

 

Гордитесь своей профессией, которая требует прилежности и настойчивости, самоконтроля, работы день и ночь, отказа от многих вещей. Не допускайте, чтобы разные хозяева ресторанов, предприятий, частных самолетов, роскошных дворцов, люди высокомерные, тщеславные и чванливые, учили вас, как достичь успеха.

 

Не позволяйте им этого, потому что ВЫ – УЧИТЕЛЯ, а они всего лишь владельцы квадратных метров!

 

Они пытаются обесценить вашу работу. Помните, что вы – хранители достоинства вашей профессии. Звание учителя приобретается многими трудами, и вам и далее предстоит столько же усилий вложить в знание, на котором основан этот высокий титул. Контролируйте свое поведение за пределами школы, обдумывайте вашу манеру одеваться, поддерживать отношения с коллегами, учениками и их родителями.

 

Если вы сами унизите себя в своих собственных глазах, то другие также с презрением отнесутся к вам. С гордостью и уверенностью исполняйте свою роль, будьте твердыми в своем намерении учиться всю жизнь, потому что вы -УЧИТЕЛЯ!

 

Любите своих учеников. Взращивайте в них то, что облагораживает их, даже если они не осознают этого, даже если они спрятали это от себя самих. Повышайте уровень их самооценки. Ни в коем случае не дарите им оценки, но непрестанно работайте над улучшением их результатов. Признавайте и цените их усилия. Дайте им понять, что они могут добиться успеха, если будут учиться. Не гасите их волю.

 

Авторитет учителя не может быть создан ни чрезмерной строгостью, ни самодурством, но справедливостью, взаимным участием. Хвалите лучших, потому что этим создается стимул для других. Дайте возможность всем быть лучшими, хотя бы иногда.

 

Не панибратствуйте со своими учениками. Не относитесь к ним, как будто вы из их числа. Сами устанавливайте правила, границы и нити, держащие класс. Они – ученики, ВЫ – УЧИТЕЛЯ!

 

Не забывайте, что ваш предмет (родной язык и литература) на первом месте в классном журнале, и что со своими учениками вы проведете больше времени, чем ваши коллеги. Ваше влияние будет более весомым. Отдавайте себе отчет в этой ответственности. Как учителя родного языка, вы являетесь хранителями нашего языка и нашей культуры.

 

Научите своих подопечных любить свою страну. Мы часто слышим, что учителя советуют своим лучшим ученикам как можно скорее эмигрировать. Успех в учебе считается наилучшим паспортом, чтобы уехать из Сербии. Давайте перевернем перспективу! Покажите лучшим ученикам, что именно они могут помочь в выздоровлении страны, чтобы она могла стать хорошим местом для жизни. Не позволяйте им уехать и оставить страну в руках недостойных людей.

 

Расскажите своим студентам, что трудом их жизни является борьба с той грязью, в которой мы тонем. Объясните им смысл гражданской ответственности, чтобы они поняли, что никто кроме них не может очистить эту страну. Если вы сделаете это, то увидите, что они вас послушают, ведь ВЫ – УЧИТЕЛЯ!

 

Будьте уверены, что семена всех экономических, политических, культурных и нравственных реформ этой страны смогут прорасти не только в семье, но и в вашем классе, на уроках родного языка и литературы! Поэтому стремитесь стать образцом для ваших учеников.

 

Боритесь со всеми актрисочками, ложными доброхотами, магнатами, бизнесменами и побеждайте их.

 

Вы должны стать точкой отсчета учеников, светочем их жизни! Для этой борьбы у вас каждый день имеется сорок пять минут. Это немало. Вы победите, если все учебные вопросы будут представлены ​​в интересной, свежей, захватывающей форме. Вы добьетесь успеха только если вы многое знаете, если вы любите свою работу и если вы отдадите себя вашей работе.

 

Ученики безошибочно это определят. Не обращайте внимание на недостаточную подготовку ваших коллег, на то, что многие ничего не делают и все равно получают зарплату, не обращайте внимание на гниль вокруг вас, и не сдавайтесь. Пусть ваш урок будет оазисом в пустыне, лучом света в темном царстве, зерном смысла в абсурде.

 

Ваша задача: если вы сможете восстановить авторитет школы и знания (а этого нельзя добиться никакими законами, но только энтузиазмом учителей), то все препятствия для лучшей жизни в Сербии падут как плитки домино. От урока родного языка – к экономическим реформам! От урока родного языка – к борьбе с коррупцией! От родного языка – к вселенной!

 

Ваша власть огромна, и ваша задача – стратегического масштаба. В этом и заключается разница между вами и разными менеджерами, консультантами, координаторами, режиссерами, богатыми хозяевами компаний и другими торговцами туманом. В их руках – проекты, компании, самолеты и грузовики, в ваших руках – будущее этой страны. Никогда не забывайте, что ВЫ – УЧИТЕЛЯ.

http://www.balcanicaucaso.org/aree/Serbia/Serbia-la-professoressa-140564/(from)/newsletter

Advertisements

About this entry